Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* - поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок
Телефоны:
+7 (495) 754-96-05
+7 (903) 253-32-90
+7 (905) 722-54-85

Заказать звонок
Сфера деятельности
Опрос
По каким гражданским делам Вам нужна помощь адвоката Марии Антонцевой?

Публикации

Поспорить с государством на равных

Граждане и организации будут судиться с органами государственной власти и органами местного самоуправления по новым правилам, предусмотренным  Кодексом административного судопроизводства  РФ. В действие Кодекс будет введен с 15 сентября 2015 года.

В порядке и по правилам, установленным Кодексом административного судопроизводства ( КАС), суды будут рассматривать дела, для  разрешения  которых  раньше использовались нормы гражданского процессуального  законодательства .

Суды, в частности, будут рассматривать по КАСу дела об оспаривании гражданами и организациями нормативно-правовых актов, а также решений, действий  и бездействия органов государственной власти и местного самоуправления, дела о нарушении избирательных прав граждан, дела о  присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.   Также  по нормам КАСа будут рассматриваться и дела об оспаривании гражданами и организациями кадастровой оценки стоимости имущества, дела о взыскании  с граждан  налогов, сборов, штрафов и еще ряд дел.  Положения КАСа не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях , то есть  дела об административных нарушениях в области дорожного движения и другие административные дела как рассматривались, так и будут рассматриваться по Кодексу об административных правонарушениях.

Истцы и ответчики,  участвующие в деле,  именуются административными  истцами и административными ответчиками. Физические лица могут вести свои дела лично,  а также через представителей, у которых  в обязательном  порядке  должно быть высшее юридическое образование.  Дела же  организаций , как и раньше,  смогут вести в суде  их руководители или уполномоченные организациями  лица.

В деле могут участвовать и так называемые заинтересованные лица – то есть  лица, права и обязанности которых могут быть затронуты при разрешении административного дела. В предусмотренных законом случаях участвовать в суде может  и прокурор. Также в суд могут быть вызваны эксперты, специалисты, свидетели, переводчики.

Также, как и в гражданском судопроизводстве,   при обращении в суд  надо  уплатить государственную пошлину ( при отсутствии  льгот  на освобождение от уплаты госпошлины).

Обязанность создать  условия для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу возлагается на суд . Например,  сегодня , лицо,  оспаривающее в суде  решение, действие или бездействие  государственного органа,    не всегда может представить в суд  то или  иное  доказательство.  Согласно КАСу суд сможет по своей инициативе запросить  те  или иные документы у государственных и иных  органов . Проигнорировать запросы суда не получится , поскольку  в КаСе предусмотрена система довольно внушительных штрафов  (  например, суд может наказать орган государственной власти штрафом  до 100 000 руб. ).  Обязанность доказывать законность оспариваемых нормативно- правовых актов, решений, действий (бездействия) органов власти и должностных лиц возложена  на эти органы и лица. Принимая решение, что орган государственной власти нарушил права  обратившегося в суд лица, суд может   указать  на необходимость принятия решения, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных  нарушений. До вынесения решения по делу суд  может  приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры предварительной защиты по административному иску .

Судебные разбирательства по административным делам  будут открытыми . Разбирательство административных дел в закрытом судебном заседании  будет осуществляться только в нескольких случаях .  Например,  по ходатайству лица, ссылающегося на  неприкосновенность частной жизни  или  на необходимость сохранения коммерческой или иной тайны, а также в случае ,если  материалы рассматриваемого административного дела содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.

 Административные  дела рассматриваются и разрешаются судами до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству, а Верховным Судом  РФ ( если он рассматривает дело по первой инстанции) - до истечения трех месяцев. По сложным административным делам срок может быть продлен председателем суда не более чем на один месяц.  Также по некоторым категориям  дел предусмотренные и иные  сроки их рассмотрения: например, административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов  рассматриваются судом в течение одного месяца. При рассмотрении дел в порядке упрощенного судопроизводства ( то есть без заслушивания сторон и их вызова в суд  при их согласии на такое судопроизводство)  срок рассмотрения и того меньше:  в  течение 10 дней.

Также,   как и в гражданском судопроизводстве, решение по делу судом принимается немедленно после судебного разбирательства. По сложным административным делам в судебном заседании может быть объявлена резолютивная часть решения суда. Составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем пять дней со дня окончания судебного разбирательства по административному делу.

Решение, вынесенное судом первой инстанции, можно обжаловать в суд апелляционной инстанции через суд, вынесший решение. Жалоба подается в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме . Правда, из этого правила есть исключения. Например, по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации   апелляционная  жалоба  может быть подана в течение пяти дней со дня принятия судом решения. Апелляционную  жалобу на решение, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного производства, можно подать  в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения копии решения.

Что важно,  суду апелляционной (второй)  инстанции предоставлены широкие возможности для непосредственного исследования обстоятельств дела, с тем чтобы исправить возможную ошибку суда первой инстанции и вынести новое решение. Вернуть дело на новое рассмотрение  в суд первой инстанции  можно  только  в случае, если административное дело было рассмотрено судом в незаконном составе, или если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле. Если апелляционная инстанция  жалобу не  удовлетворит -  можно пожаловаться в кассационную инстанцию, а дальше в надзорную. Также возможен пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

В общем, появляется возможность не просто поспорить с государством, но и победить в этом споре. Попробуем?..

Мария  Антонцева , член Адвокатской   палаты г. Москвы, адвокат МКА «Защита»

 

Статья опубликована в газете "Ваше право" в марте 2015 г.